МНОЖИННИЙ ІНТЕЛЕКТ
9 ТИПІВ НАВЧАЛЬНИХ СТИЛІВ
ТІ, У КОГО СИЛЬНИЙ |
ДУМАЮТЬ |
ЛЮБЛЯТЬ |
ПОТРЕБУЮТЬ |
ІНТЕЛЕКТ: |
|
|
|
Лінгвістичний |
Словами |
Читати, писати, розповідати історії, |
Книги, аудіокасети, письмове знаряддя, папір, |
|
|
грати у словесні ігри тощо |
щоденники, діалог, обговорення, дебати, |
|
|
|
оповідання тощо |
Логіко-математичний |
Розмірковуючи |
Експериментувати, задавати питання, |
Предмети, які можна досліджувати, думати про |
|
|
вирішувати логічні головоломки, |
науку, маніпулятивні матеріали, подорожі у |
|
|
підраховувати тощо |
планетарій, природничий музей тощо |
Просторовий |
Уявляючи |
Малювати, створювати дизайн, |
Відео, фільми, слайди, головоломки типу Lego, |
|
|
уявляти, машинально малювати тощо |
книги з ілюстраціями, подорожі в музей мистецтва |
|
|
|
тощо |
Кінестатичний |
Через соматичні |
Танцювати, бігати, стрибати, |
Рольові, драматичні та рухові ігри, предмети, з |
|
відчуття |
торкатися, жестикулювати тощо |
яких можна будувати, спортивні та фізичні |
|
|
|
вправи, тактильний досвід, практичне навчання |
|
|
|
тощо |
Музичний |
Через ритм та |
Співати, насвистувати, мугикати, |
Мати можливість наспівувати, відвідування |
|
мелодію |
тупотіти ногами та плескати в долоні |
концертів, занять музикою удома та в закладі, |
|
|
під ритм, слухати тощо |
музичні інструменти тощо |
Міжособистісний |
Підхоплюючи ідеї |
Бути лідером, організовувати, |
Друзів, групові ігри, соціальні зібрання, |
|
інших людей |
співвідносити, маніпулювати, |
громадські події, клуби тощо |
|
|
медитувати тощо |
|
Внутрішньоособистісний |
Глибоко |
Встановлювати цілі, медитувати, |
Приватні місця, час, щоб побути наодинці, |
|
занурюючись у себе |
мріяти, бути в спокої, планувати тощо |
самостійну роботу, вибір тощо |
Природничий |
Через зв`язок з |
Ходити в гори, в походи, бути на |
Можливість бути на свіжому повітрі, тварини, |
|
навколишнім |
свіжому повітрі – ближче до природи, |
походи, національні парки |
|
середовищем |
працювати в саду |
|
Екзистенціальний |
Про сенс життя |
Філософствувати, медитувати, вивчати |
Книги з філософії, релігії, культури, йога, |
|
|
історію, культуру релігії, |
спіритичні вправи |
|
|
обговорювати “життєві” питання |
|
Множественный интеллект Говарда Гарднера
Интеллект
Некоторые теоретики верят в то, что интеллект является базовой способностью, которая оказывает влияние на все познавательные процессы. Следовательно, обладающая интеллектом личность хорошо справиться с решением математических задач, анализом поэзии, с написанием исторического ессе и решением загадок.
Основанием такой позиции является корреляционные оценки интеллектуальных тестов.
Ж. П. Гуилфорд (1967) и Говард Гарднер (1983) являются наиболее известными последователями теории множественных познавательных способностей.
Гуилфорд предлагал три (3) базовые категории или лица интеллекта:
· умственные операции – процесс мышления;
· содержание – о чем мы думаем;
· продукты – конечный результат нашего мышления.
Умственные операции в свою очередь делятся на 5 различных категорий:
· познание – узнавание старой информации и открытие новой;
· конвергентное мышление – когда есть только одно решение;
· дивергентное мышление – используется, когда подходящими могут быть много решений;
· оценка – решение о том, насколько хорошим, правильным или подходящим что-то может быть;
· память – вспоминание предыдущей информации, полученной или опробованной;
В модели интеллекта Гуилфорда присутствуют несколько преимуществ, а также один значительный недостаток.
Модель расширяет наши представления о природе интеллекта включая такие факторы, которые связаны с социальным суждением (оценка поведения других людей) и творчество (дивергентное мышление).
Без сомнения, человеческие умственные способности находятся в совокупности, но модель Гуилфорда слишком сложная для использования в качестве гида для предсказания поведения в реальных ситуациях или для планирования программы.
Кроме того, остается неясным, как объяснить взаимосвязь между всеми этими «разными» умственными способностями.
Множественный интеллект:
Говард Гарднер предложил «теорию множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью (восьмью с 1997) различными формами интеллекта.
Он настаивает на том, что возможность индивидов получать и расширять знания отражает приоритеты и возможности, которые предоставляет общество в области культуры.
В его конструкции интеллект видится как гибкая, зависимая от культуры конструкция, которая, будучи таковой, отражает социальную конструктивистскую перспективу.
Каждый из семи интеллектов, приведенных ниже, характеризуются двумя компонентами, такими как чувствительностью к звукам, ритмам и значениям слов, а также способностью различать и реагировать сообразно настроению, темпераменту, мотивации и желанию других людей.
Примером может служить следующее:
Хирургу необходимы оба качества: четкость пространственных способностей для направления скальпеля и ловкость во владении телесно кинестической способностью, чтобы управлять им.
Множественный интеллект не является специальным предметом и может быть связан со многими разными обучающими областями.
Определения самого Гарднера сводяться к следующему:
1. Лингвистический интеллект:
представляет собою способность использовать язык, свой родной язык, и, возможно, другие языки, чтобы выразить то, что у вас на уме и для того, чтобы понять других людей. Он наиболее развит у поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности.
2. Логическо-математический интеллект:
(любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.
3. Визуально-пространственный интеллект:
Визуально-пространственный интеллект относится к способности представлять пространственный мир в своем уме. Это похоже на то, как моряк или летчик ориентируется в пространстве мира, или то, как игрок в шахматы или скульптор представляют более ограниченный пространственный мир. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение.
4. Моторно-двигательный интеллект:
Моторно-двигательный интеллект представляет собой способность использовать ваше тело или части тела - руку, пальцы, кисти для решения проблемы, сделать что-то, или произвести что-то. Наиболее наглядными примерами являются люди, занимающиеся легкой атлетикой или театральным искусством - танцоры, актеры, мимы.
5. Музыкальный интеллект:
Музыкальный интеллект – это способность мыслить о музыке, уметь слышать музыкальные образы, распознавать их, помнить их и, возможно, манипулировать ими. Люди, обладающие сильным музыкальным интеллектом, не только легко запоминают музыку, но и не могут выкинуть ее из головы - она повсюду. Теперь некоторые люди скажут: "Да, музыка - это важно, но это талант, а не интеллект". А я отвечу: "Хорошо, назовем это талантом". Но тогда мы должны исключить слово интеллектуальный из всех дискуссий о человеческих способностях. Вы знаете, Моцарт был чертовски способный!
6. Межличностный интеллект:
Межличностный интеллект заключается в понимании и общении с другими людьми. Это качество необходимо нам всем, но становиться очень важным, если вы учитель, врач, продавец или политик. Любой, кто постоянно общается с другими людьми, должен быть мастером в сфере межличностных отношений.
7. Внутриличностный интеллект:
демонстрирует чувство независимости/силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Этот тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.
8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя):
Натуралистический интеллект обозначает способность человека ориентироваться в среде живых существ (растения, животные), также как и обладать чувствительностью к другим проявлениям мира природы (облака, конфигурации скал). Эта способность была большой ценностью в нашем эволюционном прошлом, среди охотников, собирателей и фермеров. Она продолжает играть центральную роль в таких профессиях как ботаник или шеф-повар. Я также предполагаю, что натуралистический интеллект значительной части нашего потребительского общества может быть использован и мобилизирован при выборе различных товаров, таких как: автомобили, кроссовки, виды макияжа, и тому подобное. Особая возможность распознавания, которая ценится в некоторых дисциплинах, может также опираться на интеллект естествоиспытателя.
Взгляды Гарднера на интеллект влияют на то, как мы учим детей в наших классах. Он оспаривает наши идеи о том, что такое разумное поведение, в частности, подвергается критике то особое внимание, которое уделяется в школах на развитие вербальных и математических способностей детей. При этом часто исключается широкий спектр других интеллектуальных способностей.
Перпективы использования множественного интеллекта в образовании.
Для учителей.
Поощрение развития способностей всех детей во всех направлениях (вовлечения разных типов интеллекта).
Использование менторства (работа с более опытным специалистом) и обучение экспертами в определенной области развития.
Разработка междисциплинарных учебных программ для создания взаимосвязи между разными видами интеллекта.
Поощрение сотрудничества родителей и общества в области образования студентов.
Получение базового образование в учреждениях культуры
Оценивание
Интеграция учебных программ и оценки.
Проявление гибкости в оценке практики. Это позволит людям продемонстрировать свои различные способности..
Разработка достоверного оценивания.
Разработка альтернативного оценивания, например, за создание портфолио и образцов работы.
Разработка интересного оценивания по существу.
Справедливое оценивание, которре не зависят от других способностей в качестве промежуточных оценок.
Ниже приведен пример работы над орфографией на основе множественного интеллекта Гарднера: Выдана Дебби Дрейпер, Уильямстаун начальной школы, Южная Австралия
——————–
Вербально-лингвистический:
Выберете слова из текста
Скажи им - Смотри - Говори - Накрой - Пиши - Проверь
Сделай - кроссворды – прекрасные слова - перемешанные слова
Приставка - окончания - префиксы - суффиксы
Словарная работа - алфавитный порядок
——————–
Логическо-математический интеллект:
Закодируйте ваши слова и напишите их
Сделайте вебы слов
Установите примеры в списке слов
Расположите ваши слова согласно критериям - длины - трудности
Систематизируйте ваши слова несколькими способами
——————–
Визуально-пространственный интеллект:
Нарисуйте словами – нарисуйте их значении
Напишите слово различными шрифтами
Сыграй в «Пиктограммы»
Организуйте ваши слова в - цепи - лестницы
Нарисуйте словами, как они звучат
——————–
Моторно-двигательный интеллект:
Покажите смысл слова
Поиграйте в шарады
Скажите ваши слова на языке жестов - глухой алфавит
Станцуйте смысл слов
Похлопайте количество слогов в словах
——————–
Музыкально-ритмический интеллект:
простучите слоги
Создайте рэп, который содержат перечень слов
Учитесь азбуке Морзе и простучите слова
Напишите песню и спойте
Воспроизведите звучание слов на музыкальном инструменте
——————–
Межличностный интеллект:
Работа с партнером, чтобы сказать / проговорить слова
Сделайте мимы, используя список слов
Создайте группы из сверстников, которые помогут выучить слова
Поиграйте в игры со словами в маленьких группах
Игры - Эрудит - Память - Палач - Путаница
——————–
Внутриличностный интеллект
Посмотрите на ваше правописание работы - делайте проверку
Ставьте цели по улучшению одного из аспектов вашей работы
Подумайте о том, что помогает вам в учебе лучше всего - что помогает / мешает вам?
Как вы относитесь к предметам в школе? Где вы оцениваете правописания?
Оглядываясь на ваши задания правописания – дайте себе оценку
Приклади навчальних завдань відповідно різних типів інтелекту.
Лінгвістичний інтелект:
o Використайте історію для того, щоб пояснити…
o Обговоріть тему…
o Складіть розповідь, невеличку виставу чи статтю для рубрики новин…
o Зробіть презентацію…
o Напишіть інформаційний лист або складіть словник..
o Проведіть інтерв`ю…
Логіко‐математичний інтелект:
o Створіть проблемну задачу…
o Перекладіть… на математичну формулу…
o Розробіть і проведіть експеримент…
o Створіть стратегічну гру..
o Створіть аналогії для пояснення…
o Використайте … навички мислення для…
Просторовий інтелект:
o Карти, графіки, діаграми…
o Створіть підбірку слайдів, відеофільм чи фотоальбом про…
o Зробіть плакат. Дошку оголошень або стінну газету про…
o Розробіть архітектурний план, який…
o Вигадайте рекламу для…
o Створіть гру на дошці або за допомогою карток, яка демонструє…
o Проілюструйте, намалюйте, накресліть, зробіть нарис, сконструюйте…
Музичний інтелект:
o Підготуйте презентацію … з відповідним музичним супроводом на ..
o Використайте музичну технологію для…
o Визначте ритм в…
o Поясніть чим музика і слова схожі до …
o Вигадайте таке нове закінчення пісні чи музичної композиції, яке б пояснювало б….. o Створіть музичний колаж, щоб пояснити…
Міжособистісний інтелект:
o Разом з партнером використайте «вирішення проблеми вголос» для того, щоб…. o Підготуйте рольову гру з різними поглядами на …
o Розробіть у групі правила чи послідовність виконання …
o Допоможіть вирішити проблеми через…
o Використайте навички спілкування для того, щоб дізнатись про….
Внутрішньоособистісний інтелект:
o Опишіть ваші якості , які допоможуть вам успішно виконати…
o Створіть власну аналогію…
o Опишіть свої відчуття щодо …
o Поясніть власну філософію щодо…
o Використайте само спрямоване навчання….
o Виконайте власний проект з ….
o Зробіть запис у щоденник…..
Кінестетичний інтелект:
o Підготуйте рольову гру…
o Створіть рух чи декілька рухів, які пояснюють…
o Створіть танок…
o Сплануйте та здійсніть екскурсію на природу, яка….
Перекладено з: Cambel, L., Cambel, B., Dickinson, D. Teachin&learning through multiple intelligences. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.