Download
Конструктор уроку(універсальний)
Конструктор урока.pdf
Adobe Acrobat Document 1.4 MB


МНОЖИННИЙ ІНТЕЛЕКТ

 9 ТИПІВ НАВЧАЛЬНИХ СТИЛІВ

 

ТІ, У КОГО СИЛЬНИЙ

ДУМАЮТЬ

ЛЮБЛЯТЬ

ПОТРЕБУЮТЬ

ІНТЕЛЕКТ:

 

 

 

Лінгвістичний

Словами

Читати, писати, розповідати історії,

Книги, аудіокасети, письмове знаряддя, папір,

 

 

грати у словесні ігри тощо

щоденники, діалог, обговорення, дебати,

 

 

 

оповідання тощо

Логіко-математичний

Розмірковуючи

Експериментувати, задавати питання,

Предмети, які можна досліджувати, думати про

 

 

вирішувати логічні головоломки,

науку, маніпулятивні матеріали, подорожі у

 

 

підраховувати тощо

планетарій, природничий музей тощо

Просторовий

Уявляючи

Малювати, створювати дизайн,

Відео, фільми, слайди, головоломки типу Lego,

 

 

уявляти, машинально малювати тощо

книги з ілюстраціями, подорожі в музей мистецтва

 

 

 

тощо

Кінестатичний

Через соматичні

Танцювати, бігати, стрибати,

Рольові, драматичні та рухові ігри, предмети, з

 

відчуття

торкатися, жестикулювати тощо

яких можна будувати, спортивні та фізичні

 

 

 

вправи, тактильний досвід, практичне навчання

 

 

 

тощо

Музичний

Через ритм та

Співати, насвистувати, мугикати,

Мати можливість наспівувати, відвідування

 

мелодію

тупотіти ногами та плескати в долоні

концертів, занять музикою удома та в закладі,

 

 

під ритм, слухати тощо

музичні інструменти тощо

Міжособистісний

Підхоплюючи ідеї

Бути лідером, організовувати,

Друзів, групові ігри, соціальні зібрання,

 

інших людей

співвідносити, маніпулювати,

громадські події, клуби тощо

 

 

медитувати тощо

 

Внутрішньоособистісний

Глибоко

Встановлювати цілі, медитувати,

Приватні місця, час, щоб побути наодинці,

 

занурюючись у себе

мріяти, бути в спокої, планувати тощо

самостійну роботу, вибір тощо

Природничий

Через зв`язок з

Ходити в гори, в походи, бути на

Можливість бути на свіжому повітрі, тварини,

 

навколишнім

свіжому повітрі – ближче до природи,

походи, національні парки

 

середовищем

працювати в саду

 

Екзистенціальний

Про сенс життя

Філософствувати, медитувати, вивчати

Книги з філософії, релігії, культури, йога,

 

 

історію, культуру релігії,

спіритичні вправи

 

 

обговорювати “життєві” питання

 


 

Множественный интеллект Говарда Гарднера

Интеллект

Некоторые теоретики верят в то, что интеллект является базовой способностью, которая оказывает влияние на все познавательные процессы. Следовательно, обладающая интеллектом личность хорошо справиться с решением математических задач, анализом поэзии, с написанием исторического ессе  и решением загадок.

Основанием такой позиции является корреляционные оценки интеллектуальных тестов.

Ж. П. Гуилфорд (1967) и Говард Гарднер (1983) являются наиболее известными последователями теории множественных познавательных способностей.

Гуилфорд предлагал три (3) базовые категории или лица интеллекта:

·        умственные операции – процесс мышления;

·        содержание – о чем мы думаем;

·        продукты – конечный результат нашего мышления.

Умственные операции в свою очередь делятся на 5 различных категорий:

·        познание – узнавание старой информации и открытие новой;

·        конвергентное мышление – когда есть только одно решение;

·        дивергентное мышление – используется, когда подходящими могут быть много решений;

·        оценка – решение о том, насколько хорошим, правильным или подходящим что-то может быть;

·        память – вспоминание предыдущей информации, полученной или опробованной;

В модели  интеллекта Гуилфорда присутствуют несколько преимуществ, а также один значительный недостаток.

Модель расширяет наши представления о природе интеллекта включая такие факторы, которые связаны с социальным суждением (оценка поведения других людей) и творчество (дивергентное мышление).

Без сомнения, человеческие умственные способности находятся в совокупности, но модель Гуилфорда слишком сложная для использования в качестве гида для предсказания поведения в реальных ситуациях или для планирования программы.

Кроме того, остается  неясным, как объяснить взаимосвязь между всеми этими «разными» умственными способностями.

Множественный интеллект:

Говард Гарднер предложил «теорию множественного интеллекта», в которой он высказал мнение, что человек располагает как минимум семью (восьмью с 1997) различными формами интеллекта.

Он настаивает на том, что возможность индивидов получать и расширять знания отражает приоритеты и возможности, которые предоставляет общество в области культуры.

В его конструкции интеллект видится как гибкая, зависимая от культуры конструкция, которая, будучи таковой, отражает социальную конструктивистскую перспективу.

Каждый из семи интеллектов, приведенных ниже, характеризуются двумя компонентами, такими как чувствительностью к звукам, ритмам и значениям слов, а также способностью  различать и реагировать сообразно настроению, темпераменту,  мотивации и желанию других людей.

Примером может служить следующее:

Хирургу необходимы оба качества:  четкость пространственных  способностей для направления скальпеля и ловкость во владении телесно кинестической способностью, чтобы управлять им.

Множественный интеллект не является специальным предметом и может быть связан со многими разными обучающими областями.

Определения самого Гарднера сводяться к следующему:

1. Лингвистический интеллект:

представляет собою способность использовать язык, свой родной язык, и, возможно, другие языки, чтобы выразить то, что у вас на уме и для того, чтобы понять других людей. Он наиболее развит у  поэтов, но также необходим для любого писателя, оратора, диктора, юриста, или человека, для которого язык является важной базой для деятельности.

2. Логическо-математический интеллект:

(любит счет и работу с числами, владеет математическими понятиями, любит решать логические задачи и головоломки, играть в шахматы, мыслит на более абстрактном уровне по сравнению со своими сверстниками, разбирается в причинно-следственных связях). Развивается по мере взросления человека и с его способностями в математике.

3. Визуально-пространственный интеллект:

Визуально-пространственный интеллект относится к способности представлять пространственный мир в своем уме. Это похоже на то, как моряк или летчик ориентируется в пространстве мира, или то, как игрок в шахматы или скульптор представляют более ограниченный пространственный мир. Пространственный интеллект может быть использован в искусстве и науке. Если вы обладаете пространственным интеллектом и ориентированы на творчество, у вас больше шансов стать художником или скульптором, архитектором, чем, скажем, музыкантом или писателем. Аналогичным образом, для некоторых наук, как анатомия и топология, пространственный интеллект имеет особое значение.

4. Моторно-двигательный интеллект:

Моторно-двигательный интеллект представляет собой способность использовать ваше тело или части тела - руку, пальцы, кисти для решения проблемы, сделать что-то, или произвести что-то. Наиболее наглядными примерами являются люди, занимающиеся легкой атлетикой или театральным искусством - танцоры, актеры, мимы.

5. Музыкальный интеллект:

Музыкальный интеллект – это способность мыслить о музыке, уметь слышать музыкальные образы, распознавать их, помнить их и, возможно, манипулировать ими. Люди, обладающие сильным музыкальным интеллектом, не только легко запоминают музыку, но и не могут выкинуть ее из головы - она повсюду. Теперь некоторые люди скажут: "Да, музыка - это важно, но это талант, а не интеллект". А я отвечу: "Хорошо, назовем это талантом". Но тогда мы должны исключить слово интеллектуальный из всех дискуссий о человеческих способностях. Вы знаете, Моцарт был чертовски способный!

6. Межличностный интеллект:

Межличностный интеллект заключается  в понимании и общении с другими людьми. Это качество необходимо нам всем, но становиться очень важным, если вы учитель, врач, продавец или политик. Любой, кто постоянно общается с другими людьми, должен быть мастером в сфере межличностных отношений.

7. Внутриличностный интеллект:

демонстрирует чувство независимости/силу воли; реально осознает свои плюсы и недостатки; выполняет задания хорошо тогда, когда ему ничего не мешает; умеет управлять собой; предпочитает работать в одиночестве; точно описывает свои чувства; учится на собственных ошибках; имеет развитое чувство собственного достоинства. Этот тип интеллекта позволяет осознать себя, отступить назад и посмотреть на себя со стороны как внешний наблюдатель. Высшей квалификации в этом виде интеллекта достигают психологи, учителя и воспитатели.

8. Натуралистический интеллект (интеллект естествоиспытателя):

Натуралистический интеллект обозначает способность человека ориентироваться в среде живых  существ (растения, животные),  также как и обладать чувствительностью к другим проявлениям мира природы (облака, конфигурации скал). Эта способность была большой ценностью в нашем эволюционном прошлом, среди охотников, собирателей и фермеров. Она продолжает играть центральную роль в таких профессиях как ботаник или шеф-повар. Я также предполагаю, что натуралистический интеллект  значительной части нашего потребительского общества может быть использован  и мобилизирован при выборе различных товаров, таких как: автомобили, кроссовки, виды макияжа, и тому подобное. Особая возможность распознавания, которая ценится в некоторых дисциплинах,  может также опираться на интеллект естествоиспытателя.

Взгляды Гарднера на  интеллект влияют на то, как мы учим детей в наших классах. Он оспаривает наши идеи о том, что такое разумное поведение, в частности, подвергается критике то особое внимание, которое уделяется в школах на развитие вербальных и математических способностей детей. При этом часто исключается широкий спектр других интеллектуальных способностей.

Перпективы использования множественного интеллекта в образовании.

Для учителей.

Поощрение развития способностей  всех детей во всех направлениях (вовлечения разных типов интеллекта).

Использование менторства (работа с более опытным специалистом) и обучение экспертами в определенной области развития.

Разработка междисциплинарных учебных программ для создания взаимосвязи между разными видами интеллекта.

Поощрение сотрудничества родителей и общества в области образования студентов.

Получение базового образование в учреждениях культуры

Оценивание

Интеграция учебных программ и оценки.

Проявление гибкости в оценке практики. Это позволит людям продемонстрировать свои различные способности..

Разработка достоверного оценивания.

Разработка альтернативного оценивания, например, за создание портфолио и образцов работы.

Разработка интересного оценивания по существу.

Справедливое оценивание, которре не зависят от других способностей в качестве промежуточных оценок.

Ниже приведен пример работы над орфографией на основе множественного интеллекта Гарднера: Выдана Дебби Дрейпер, Уильямстаун начальной школы, Южная Австралия

——————–

Вербально-лингвистический:

Выберете слова из текста

Скажи им - Смотри - Говори - Накрой - Пиши - Проверь

Сделай - кроссворды – прекрасные слова - перемешанные слова

Приставка - окончания - префиксы - суффиксы

Словарная работа - алфавитный порядок

——————–

Логическо-математический интеллект:

Закодируйте ваши слова и напишите их

Сделайте вебы слов

Установите примеры в списке слов

Расположите ваши слова согласно критериям - длины - трудности

Систематизируйте ваши слова несколькими способами

——————–

Визуально-пространственный интеллект:

Нарисуйте словами – нарисуйте их значении

Напишите слово различными шрифтами

Сыграй в «Пиктограммы»

Организуйте ваши слова в - цепи - лестницы

Нарисуйте словами, как они звучат

——————–

Моторно-двигательный интеллект:

Покажите смысл слова

Поиграйте в шарады

Скажите ваши слова на языке жестов - глухой алфавит

Станцуйте смысл слов

Похлопайте количество слогов в словах

——————–

Музыкально-ритмический интеллект:

простучите слоги

Создайте рэп, который содержат перечень слов

Учитесь азбуке Морзе и простучите слова

Напишите песню и спойте

Воспроизведите звучание слов на музыкальном инструменте

——————–

Межличностный интеллект:

Работа с партнером, чтобы сказать / проговорить слова

Сделайте мимы, используя список слов

Создайте группы из сверстников, которые помогут выучить слова

Поиграйте в игры со словами в маленьких группах

Игры - Эрудит - Память - Палач - Путаница

——————–

Внутриличностный интеллект

Посмотрите на ваше правописание работы - делайте проверку

Ставьте цели по улучшению одного из аспектов вашей работы

Подумайте о том, что помогает вам в учебе лучше всего - что помогает / мешает вам?

Как вы относитесь к предметам в школе? Где вы оцениваете правописания?

Оглядываясь на ваши задания правописания – дайте себе оценку

 

 

 

Приклади навчальних завдань відповідно різних типів інтелекту.

 

Лінгвістичний інтелект:

 

o Використайте історію для того, щоб пояснити…

o Обговоріть тему…

o Складіть розповідь, невеличку виставу чи статтю для рубрики новин…

o Зробіть презентацію…

 

o Напишіть інформаційний лист або складіть словник..

o Проведіть інтерв`ю…

Логіко‐математичний інтелект:

 

o     Створіть проблемну задачу…

 

o Перекладіть… на математичну формулу…

o Розробіть і проведіть експеримент…

o     Створіть стратегічну гру..

 

o     Створіть аналогії для пояснення…

 

o     Використайте … навички мислення для…

Просторовий інтелект:

 

o     Карти, графіки, діаграми…

 

o     Створіть підбірку слайдів, відеофільм чи фотоальбом про…

 

o     Зробіть плакат. Дошку оголошень або стінну газету про…

o     Розробіть архітектурний план, який…

o     Вигадайте рекламу для…

 

o     Створіть гру на дошці або за допомогою карток, яка демонструє…

 

o     Проілюструйте, намалюйте, накресліть, зробіть нарис, сконструюйте…

Музичний інтелект:

 

o Підготуйте презентацію з відповідним музичним супроводом на ..

o Використайте музичну технологію для…

o     Визначте ритм в…

 

o     Поясніть чим музика і слова схожі до …

 

o Вигадайте таке нове закінчення пісні чи музичної композиції, яке б пояснювало б….. o Створіть музичний колаж, щоб пояснити…

Міжособистісний інтелект:

 

o Разом з партнером використайте «вирішення проблеми вголос» для того, щоб…. o Підготуйте рольову гру з різними поглядами на

 

o Розробіть у групі правила чи послідовність виконання

o Допоможіть вирішити проблеми через…

o     Використайте навички спілкування для того, щоб дізнатись про….

Внутрішньоособистісний інтелект:

 

o Опишіть ваші якості , які допоможуть вам успішно виконати…

o Створіть власну аналогію…

o     Опишіть свої відчуття щодо …

 

o     Поясніть власну філософію щодо…

 

o Використайте само спрямоване навчання….

o Виконайте власний проект з ….

o     Зробіть запис у щоденник…..

Кінестетичний інтелект:

 

o     Підготуйте рольову гру…

 

o Створіть рух чи декілька рухів, які пояснюють…

o Створіть танок…

o     Сплануйте та здійсніть екскурсію на природу, яка….

 

 

Перекладено з: Cambel, L., Cambel, B., Dickinson, D. Teachin&learning through multiple intelligences. Needham Heights, MA: Allyn & Bacon.